«Актуальные проблемы развития образования»

Опубликовано: 2018-11-01 14:54:54

31 октября на базе Института регионального развития прошло пленарное заседание областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития образования» (к 100-летию со Дня рождения В.А. Сухомлинского).  

В работе конференции приняла участие председатель областной организации профсоюза Беспалова Л.С. В своем приетственном слове к участникам конференции Любовь Семеновна рассказала о совместной проектной работе областной организации профсоюза и Института регионального развития. Ярким примером которой является социально-образовательный проект для молодых педагогов Пензенской области "Будущее - за профессионалами", в рамках проекта было уделено особое внимание вопросам наставничества в образовательных организация. "Систему наставничества необходимо развивать, в отраслевом Соглашении между областной организацией профсоюза и Министерством образования рекомендованы надбавки к заработной плате педагогам, являющимся наставниками, необходимо перенести этот пункт в каждый коллективный договор. Ведь в настоящее время наставником может быть как опытный, так и молодой педагог." - отметила Л.С. Беспалова.

Модератором мероприятия выступила ректор Института Федосеева О.Ф. Говоря о трендах современного образования, Ольга Федоровна заметила, что в работе педагога очень важно правильное соотношение традиционных подходов и инноваций. Но не всегда понятно, что можно взять из прошлого, а что – из нового. А, может, среди нового попадается забытое старое? Наследие Сухомлинского – его концепция, основные направления – классические и актуальны сегодня. Но мир меняется, и те «классические» качества, которые мы хотим сегодня видеть в детях, должны достигаться с учетом иных технологий.

Виталий Сергеевич Дятлов, заместитель директора Пензенского губернского лицея, говоря об актуальности идей В.А. Сухомлинского, заметил:

- Обращая основное внимание на материально-техническую составляющую (новое оборудование для работы), мы, на мой взгляд, не уделили должного внимания культурно-историческому преобразованию учителя, философии педагогики. Педагогика потеряла идеологию. А Сухомлинский – это, в первую очередь, идеолог. Воспитание детей без духовной близости невозможно. Сейчас технологий много, но не нужно забывать и о духовном общении ребенка с учителем.

Ирина Федоровна Смирнова, заместитель директора Центра дополнительного образования, психологии и воспитания Института регионального развития, выступила с докладом об итогах и перспективах Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, который проходил 11-12 октября в Москве:

- Интересное обсуждение проблемы семейного воспитания и родительского просвещения состоялось на 8 диалоговых площадках. После моего выступления на площадке «Родительское просвещение – 2050. Взгляд в будущее» у собравшихся возникла масса вопросов по поводу пензенского опыта работы с родителями. В частности, многие захотели больше узнать о работе инновационной площадки «Детско-родительская школа» на базе МБОУ СОШ №58.

Ирина Федоровна уверена, что многие идеи Сухомлинского не только не устарели – они не решены еще в полной мере. Например, по мнению Сухомлинского, действия семьи и школы должны быть согласованны, а их взаимодействие нацелено на интересы ребенка. Педагог организовал для родителей в Павлышской школе университет, который родители посещали за два года до начала учебы ребенка и до момента окончания им школы. Мамам и папам преподавали теорию воспитания, педагогическую и возрастную психологию и др. дисциплины. За счет этого последовательно, в системе повышалась воспитательная компетентность родителей. «Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая работа ни была на производстве, знайте, что дома вас ожидает еще более ответственная, более сложная, более тонкая работа – воспитание человека», - писал великий педагог.

Получила свое развитие в советской школе и в образовательных организациях постсоветского времени такая продуктивная идея В.А. Сухомлинского, как подготовка школьников к семейной жизни. «Подумайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужем и женой – всем».

В.А. Сухомлинский разработал программу предмета для старших классов «Семья, брак, любовь, дети», которая и была реализована в Павлышской школе. Он считал, что подросткам надо донести главную мысль о необходимости культуры человеческих желаний. 

- Современному поколению взрослых имеет смысл многое пересмотреть, от многого отказаться в стиле общения с детьми и подростками. То, что сейчас воспринимается как проблема воспитания, уже десятки лет назад, по сути, было решено. Нам достаточно взять книги этого талантливого педагога, внимательно прочитать, проанализировать свои сегодняшние педагогические взгляды и, может быть, к своему удивлению, обнаружить, а затем исправить собственные очевидные ошибки, - заключила Ирина Федоровна.

А о том, как реализуются идеи гуманной педагогики Сухомлинского на практике, рассказали Ольгой Баландина, директор МБОУ СОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное Пензенского района (тема выступления: «Идеи В.А. Сухомлинского в практике управления современной школы») и Надежда Зубкова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 56 г. Пенза (выступление «В душе каждого ребенка есть невидимые струны»). 

Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития образования» показала, как важно не забывать опыт предшественников, и доказала, что его вполне можно внедрить в современную систему образования.

Источник информации: http://newirrpo.pnzreg.ru/